Организация питания в общеобразовательной организации
Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся
Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития. В учреждении этому вопросу уделяется особое внимание. Питание организовано в соответствии с санитарными правилами и нормами.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» на основании выбора исполнительного органа государственной власти – администрации Невского района Санкт-Петербурга, в образовательном учреждении осуществляется питание обучающихся в форме самостоятельной организации питания (поставка продуктов питания и продовольственного сырья на основании договора, заключенного между ДОО и организацией общественного питания на поставку продуктов).
Система организации питания рассматривается с позиции нескольких взаимосвязанных компонентов:
-санитарно-гигиенический компонент, связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением, выдачей, соблюдение требований к мытью посуды и пищеблока;
-нормативный компонент, подразумевает выполнение ежемесячных норм питания в соответствии с нормами выхода готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей;
-оздоровительный компонент, соблюдение индивидуального режима питания детей (индивидуальное меню для детей-аллергиков);
-создание комфортных условий организации приема пищи.
Медицинскими работниками ведется учет детей-аллергиков, через оформление листов питания с указанием продуктов противопоказанных ребенку.
Организация горячего питания осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга по организации питания детей дошкольного возраста, требованиями законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" ознакомиться.
Рекомендации по организации социального питания в Санкт-Петербурге от 31.03.2022 г.
Нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах Приложение 9. СанПиН 2.3/2.4.3590-20
Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей Приложение 6 к СанПиН 2.3/2ю4.2435.90-20
Питание организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
Питание 4-разовое: завтрак, второй завтрак, обед, полдник.
Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. В промежутке между завтраком и обедом - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Фактический рацион питания соответствует утвержденному примерному меню:
- Завтрак состоит из горячего блюда: (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.
- Обед включает: закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).
- Полдник включает: напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.
- При составлении рациона питания детей предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2-3 раза в неделю.
- Таким образом, питание удовлетворяет сбалансированное и удовлетворяет потребности детей в основных пищевых веществам и энергии.
- На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-раскладка, с указанием выхода блюд для детей разного возраста.
- Дети, имеющим пищевую аллергию (с учетом справок от врача аллерголога),в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания проводится замена продуктов питания на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов
- При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания» (щадящие технологии): варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару.
- При приготовлении блюд не применяется жарка.
- При приготовлении блюд используется йодированная поваренная соль.
- В целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании детей используют пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
- Под контролем медицинского работника проводится витаминизация блюд с учетом состояния здоровья и при обязательном информировании родителей о поведении витаминизации. При отсутствии в рационе питания витаминизированных напитков проводится искусственная С-витаминизация. Препараты витаминов вводят в третье блюдо(компот или кисель) после его охлаждения непосредственно перед реализацией. Витаминные блюда не подогреваются.
- Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний(отравлений):
- -используются только разрешенные и доброкачественные пищевые продукты;
- -производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготовления;
- -не используются остатки пищи от предыдущего приема пищи, приготовленной накануне, а также пищевые продукты с истекшими сроками годности и явными признаками порчи.
- В группах ОУ организован питьевой режим (используется кипяченая вода при условии ее хранения не более 3 часов).
- Меню ежедневного горячего питания
- График выдачи питания (1 корпус, ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, литер А)
- График выдачи питания (2 корпус, Искровский пр., д. 6, корп. 7, литера А)
- Меню для детей 1,6-3 лет
Цикличное 10-тидневное меню (ясли)
Меню для детей 3-7 лет
Цикличное 10-тидневное меню (сад)
Питание организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
Питание 4-разовое: завтрак, второй завтрак, обед, полдник.
Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. В промежутке между завтраком и обедом - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Фактический рацион питания соответствует утвержденному примерному меню:
- Завтрак состоит из горячего блюда: (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.
- Обед включает: закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).
- Полдник включает: напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.
- При составлении рациона питания детей предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2-3 раза в неделю.
- Таким образом, питание удовлетворяет сбалансированное и удовлетворяет потребности детей в основных пищевых веществам и энергии.
- На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-раскладка, с указанием выхода блюд для детей разного возраста.
- Дети, имеющим пищевую аллергию (с учетом справок от врача аллерголога),в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания проводится замена продуктов питания на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов
- При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания» (щадящие технологии): варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару.
- При приготовлении блюд не применяется жарка.
- При приготовлении блюд используется йодированная поваренная соль.
- В целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании детей используют пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
- Под контролем медицинского работника проводится витаминизация блюд с учетом состояния здоровья и при обязательном информировании родителей о поведении витаминизации. При отсутствии в рационе питания витаминизированных напитков проводится искусственная С-витаминизация. Препараты витаминов вводят в третье блюдо(компот или кисель) после его охлаждения непосредственно перед реализацией. Витаминные блюда не подогреваются.
- Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний(отравлений):
- -используются только разрешенные и доброкачественные пищевые продукты;
- -производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготовления;
- -не используются остатки пищи от предыдущего приема пищи, приготовленной накануне, а также пищевые продукты с истекшими сроками годности и явными признаками порчи.
- В группах ОУ организован питьевой режим (используется кипяченая вода при условии ее хранения не более 3 часов).
Документы
Действующие нормативные правовые акты по организации питания:
- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"
- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 01.03.2025 г.);
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 г. № 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия" ( с изменениями на 17.08.2024 г.);
- ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования";
- ГОСТ 31986-012 «Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания»
Законодательство Санкт-Петербурга
- Постановление Правительства Санкт‑Петербурга от от 5 марта 2015 года N 247 "О мерах по реализации главы 18 "Дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в государственных образовательных учреждениях" Закона Санкт‑Петербурга "Социальный кодекс Санкт‑Петербурга" ( с изменениями на 01.06.2025 г.);
- Управление социального питания СПб от 30.12.2020 «Стандарт оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся государственными образовательными организациями Санкт – Петербурга»
Локальные акты, регламентирующие организацию питания в дошкольной образовательной организации
- Приказ "О создании Совета по питанию" на 2025-2026 уч.г.
Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 10:15
- План мероприятий совета по питанию на 2025-2026 уч.г.
- Приказ "О создании бракеражной комиссии" на 2025-2026 уч.г.
Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 10:16
- Приказ "О назначении ответственного за организацию питания" на 2025-2026 уч.г.
Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 10:37
- Приказ "Об организации питания"
Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 11:09
Приказ "О назначении ответственного за отбор и хранение суточных проб"Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 11:15
План мероприятий бракеражной комиссии на 2025-2026 уч.г.Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 11:18
- Положение о родительском контроле организации питания воспитаников
- Положение об организации питания
- Положение о бракеражной комиссии
- Положение о совете по питанию
- Приказ "Об утверждении состава постоянно действующей группы ХАССП"
Заведующий - Коданева Ольга Германовна 19 Август 2025 11:29
Информация о наличии диетического меню в образовательной организации
В детском саду организовано диетическое питание для детей с пищевой аллергией. В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные бульоны, так как они наиболее часто вызывают обострение аллергических заболеваний. Продукты, являющиеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью. Замену проводят в соответствии с рекомендациями врача (необходима справка от врача-аллерголога с перечнем продуктов, требующих исключение или замену).
Информационные материалы для ознакомления:
Сахарный_диабет.pdf
Гипотиреоз.pdf
Муковисцидоз.pdf
Пищевая_аллергия.pdf
Фенилкетонурия.pdf
Хронический_гастрит.pdf
Общая информация об условиях организации питания в ДОО
В ДОУ созданы современные условия и инфраструктура пищеблока для организации горячего питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания.
- Информация юридических лиц, оказывающих услуги по организации питания в образовательной организации
Услуги по организации питания оказываются образовательной организацией самостоятельно.
- Для приготовления пищи в детском саду оборудован пищеблок, который состоит из нескольких оборудованных помещений:
|
- Информация юридических лиц , поставляющих пищевые продукты и продовольственное сырье в ДОО
-
Информация о порядке предоставления родителями (законными представителями) сведений о состоянии здоровья ребёнка
Настоящий порядок разработан в соответствии с методическими рекомендациями MP 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)»
Для постановки ребенка на индивидуальное питание в организованном детском коллективе родителю ребенка (законному представителю) рекомендуется обратиться к руководителю образовательной организации с заявлением (обращением или иной принятой в организации формой) о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, представив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.
На основании полученных документов, руководитель образовательной организации, совместно с родителем (законным представителем) прорабатывает вопросы меню и режима питания ребенка.
Руководителю образовательной организации рекомендуется проинформировать воспитателя и ответственного за организацию питания о наличии у ребенка заболевания - сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз, пищевая аллергия; особенностях организации питания детей, мерах профилактики ухудшения здоровья и мерах первой помощи (при наличии справки от аллерголога с указанием замены продуктов питания). -
Льготное питание
Категории обучающихся, которым питание предоставляется на льготных условиях (ознакомиться).
-
Контроль организации питания
-
Информация о порядке доступа к решениям органов управления образовательной организации в части вопросов организации питания обучающихся и к результатам родительского контроля:
1. Обеспечивается на странице официального сайта "Организация питания в образовательной организации.
2. Результаты контроля предоставляются на заседании Управляющего совета и Совета родителей. -
Организация родительского контроля за питанием детей в образовательном учреждении
В целях взаимодействия родительской общественности с ДОУ по вопросам осуществления контроля за качеством организации питания, учета мнения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников по вопросам организации питания, повышения качества питания воспитанников, а также недопущения в оборот пищевых продуктов, не отвечающих обязательным требованиям безопасности и качества пищевых продуктов создается Совет по питанию.
Цель Совета - выявление степени удовлетворенности детей и их родителей (законных представителей) качеством организации питания воспитанников в ДОУ.
Задачами Совета по питанию являются:
− содействие администрации ДОУ в обеспечении гарантий прав воспитанников на полноценное питание с учётом действующих норм питания и состояния здоровья воспитанников;
− проведение мониторинга качества организации питания с участием родителей (законных представителей) воспитанников;
− участие в контроле организации питания в ДОУ по согласованию с администрацией ДОУ;
− разработка рекомендаций по организации питания в ДОУ, включая формирование мотивации к здоровому питанию;
− информирование участников образовательных отношений (работников, воспитанников и их родителей (законных представителей) об организации питания в ДОУ.
Задачами родительского контроля за организацией питания детей являются:
− повышение качества и эффективности организации питания воспитанников в ДОУ путем привлечения внимания родителей (законных представителей);
− выявление пищевых предпочтений у детей и их корректировка с целью формирования навыков здорового питания;
− подготовка предложений, направленных на улучшение системы организации питания в ДОУ.
-
Информация о порядке учета мнения родителей по вопросам питания, в том числе выражения мнения и пожеланий по предоставляемому питанию
- Родительский чат по вопросам питания в ГБДОУ №1 (ссылка на СФЕРУМ)
-О порядке доступа и осуществления родительского контроля за организацией питания.
Порядок доступа и осуществления родительского контроля за организацией питания воспитанников осуществляется через ежедневное информирование родителей о меню на текущий день (групповые помещения, информационный стенд упищеблока ГБДОУ, меню на официальном сайте образовательного учреждения).Результаты родительского контроля, акты, планы мероприятий по устранению замечаний в результате родительского контроля.
Результаты родительского контроля предоставляются не реже одного раза в квартал, в 2025-2026 учебном году акты будут представлены после проведения контроля, начиная с сентября (после 20 числа) 2025г. - Акты проверки комиссии по родительскому контролю за организацией питания воспитанников
О контролирующих органах в области организации и обеспечения питанием в образовательных организациях
Управление социального питания является исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга, созданным для проведения государственной политики Санкт‑Петербурга в сфере социального питания, а также координации деятельности иных исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга в этой сфере, занимается организацией системы гарантированного питания в детских дошкольных учреждениях, учреждениях общего и профессионального образования, учреждениях здравоохранения и других социальных учреждениях Санкт‑Петербурга.
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/socpit/
В ГБДОУ детском саду №1 для осуществления контроля организации питания детей, качества поставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в учреждении создана бракеражная комиссия.
Ежедневно бракеражная комиссия снимает пробу готовых блюд на пищеблоке (завтрак, второй завтрак, обед, полдник).
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют сопроводительные документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Хранятся в соответствии с требованиями санитарных правил.
Пищеблок соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Разделен на цеха готовой, сырой продукции. Кладовые: сухая кладовая, овощная кладова. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда готовятся в соответствии с утвержденными технологическими картами, санитарными нормами. Организация питания в ГБДОУ детском саду осуществляется в соответствии с действующем законодательством.
Горячая линия
Управление социального питания Санкт-Петербурга:
«Горячая линия» работает по будням с 09.00 до 18.00 по тел. 8 (812)576-68-13
Обращения через мобильное приложение Telegram по тел.8 (931) 326-68-07
Обращения на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обращения по почтовому адресу: 191124, Санкт-Петербург, Смольный пр., д. 1, лит. Б
Обращения в формате электронного документа, с помощью Единого портала обращений граждан www.letters.gov.spb.ru
Обращение через официальную группу в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/uspitspb
Комитет по образованию Санкт-Петербурга:
«Горячая линия» по вопросам социального питания: ежедневно, кроме праздничных и выходных дней с 09.00 до 18.00
по тел. 8 (931)-326-37-41
Материалы и рекомендации по организации здорового питания
Материалы об организованной работе в ГБДОУ детском саду №1 по формированию навыков и культуры здорового питания, этики приема пищи, профилактике элиментарно зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний (лекции, семинары, игры, викторины, дни здоровья).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКА
Уважаемые родители и посетители сайта, предлагаем вам воспользоваться ссылкой на материалы по здоровому питанию федерального и регионального уровня. Основы рационального питания детей дошкольного и школьного возраста.
![]() |
https://www.rospotrebnadzor.ru/activities/recommendations/details.php?ELEMENT_ID=11950
Меню недели "Как в детском саду! ссылка
КОНСУЛЬТАЦИИ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ЭТИКЕТА ПРИ ПРИЁМЕ ПИЩИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С первых дней жизни формирование культурно-гигиенических навыков, идет не просто как усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Начиная с трехлетнего возраста у ребенка совместными усилиями родителей и дошкольной организации необходимо вырабатывать навыки соблюдения правил личной гигиены и культуры питания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.
Основные из них:
1) ребенка нужно научить правильно мыть руки;
2) выработать динамический стереотип обязательности мытья рук после посещения туалета, перед едой и после еды, полоскания полости рта после еды;
3) выработать навык концентрации внимания к приему пищи, тщательному пережевыванию пищи, неспешности в еде, аккуратности;
4) выработать навык культуры питания - потребности принимать пищу за чистым столом, из чистой посуды, не есть пищу, упавшую на пол, не отвлекаться и не разговаривать во время приема пищи, не кушать на ходу, убирать стол за собой, мыть посуду;
5) выработать навык здорового пищевого поведения - принимать пищу не реже 4-х раз в день (на завтрак кашу, на обед салат, суп, второе и компот, на полдник булочку или фрукт, на ужин второе блюдо, перед сном кисломолочный напиток), каждый день есть фрукты и овощи, пить молоко; уметь отличать здоровые продукты (фрукты, овощи, молоко) от пустых продуктов (конфеты, чипсы; колбасы); научиться рассказывать родителям чем кормили в детском саду, что понравилось, а что нет.
При организации работы с ребенком рекомендуется учитывать особенности психики ребенка и развития нервной системы. Так, при формировании навыков здорового питания и личной гигиены необходимо вызывать у ребенка исключительно положительные эмоции и интерес к данной деятельности. Необходимо использовать в своих интересах и поощрять желание ребенка к самостоятельности и самообслуживанию, интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность, что позволит быстро научить ребенка к выполнению действия в определенной последовательности.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены детям желательно давать поручения, например, назначить дежурных для проверки чистоты рук, помощи в накрывании на столы, уборке столов после приемов пищи. Особое внимание следует уделять воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Воспитатель должен напоминать ребенку сидеть прямо, пищу брать столовыми приборами понемногу, тщательно пережевывать. Данные напоминания желательно проводить, используя стихи, потешки, примеры из сказок, постепенно доводя их с детьми до автоматизма.
Стремление ребенка заслужить одобрение и похвалу в возрасте 3 - 7 лет, является значительным стимулом, побуждающим малыша к выполнению правильных действий. Поэтому воспитатель должен обязательно отмечать, ставить в пример и хвалить ребенка, если он выполнил действие правильно или сделал правильный выбор/действие в игре, в случае если действие выполнено неправильно, или не выполнено вообще, необходимо разобраться в причинах ошибки и отсутствия действия. Положительная оценка даже небольших успехов ребенка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приемом является собственный положительный пример.
Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать; "какое гладкое, какое душистое! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте проверим?" Склонность детей к подражанию, определяет необходимость многократного повторения нужных действий, показывая, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Ребенок, как правило, без затруднений осваивает необходимые навыки при постоянном их повторе, чередовании индивидуальных и коллективных действий по их выполнению, а также при их повторе в домашних условиях.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.
Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Этикет за столом, в принципе, ничем не отличается от правил для взрослых.
Профессиональная обязанность воспитателя - обучить ребенка правилам поведения за столом. Помощник воспитателя помогает ему в этом. При проведении любого процесса,
где мы формируем навыки у детей, главная роль принадлежит непосредственно взрослому. Только при правильных воспитательных подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение детей, обучить их соответствующим умениям и воспитать у них культурно-гигиенические навыки и правила поведения.
Что же необходимо для того, чтобы сформировать культурно-гигиенические навыки детей при приеме пищи?
Соблюдение порядка действий по организации приема пищи
- Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставляется удобно в соответствии с ростом детей; столы промывают горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
- Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук;
- Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
- Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.
Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи.
Перед тем, как сесть за стол, дети идут мыть руки с мылом. Воспитатель следит, чтобы подаваемая детям пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму. Во время приема пищи воспитатель создает у детей положительное отношение к еде, называет блюдо, рассказывает детям из чего оно приготовлено, рассказывает о его пользе.
Помните! О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.
Не забывайте! Хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки во время еды.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но культура еды имеет и этический смысл, так как поведение за столом базируется на уважении к сидящим рядом людям, а еще к тем, кто приготовил пищу. Уже в дошкольном возрасте дети должны овладеть определенными привычками. Например: во время еды нельзя класть локти на стол, необходимо тщательно пережевывать пищу, кушать с закрытым ртом. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и, конечно же, опрятно.
Воспитание культурно-гигиенических навыков неразрывно с приемом пищи, поэтому воспитатель учит:
- правильно сидеть во время еды;
- аккуратно есть;
- пользоваться столовыми приборами;
- пользоваться салфеткой.
Одной из форм привития культуры питания в детском саду является дежурство:
- дежурство носит характер поручений;
- обязательное выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок).
Не стоит забывать, что уют, царящий в помещении группы, привлекательность сервировки стола и самой пищи, ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и общекультурные навыки питания!
Методика организации питания
Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме. Предварительно дети убирают игрушки на свои места, моют руки, а если нужно, и лицо. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола. Опыт показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой скатертью; поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребывания ребят в детском саду приучать их есть на индивидуальных хлопчатобумажных салфетках. Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается компот, кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах.
На столах не должно быть ничего лишнего, что мешало бы брать хлеб, салфетки, ставить тарелки. Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. Детям старших групп, сидящим за одним столом, разрешается в это время негромко поговорить, обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок.
Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть. Следует приучать малышей к чистоте.
Во время приема пищи воспитатель следит за тем, чтобы дети съедали положенную им порцию. Детей младших групп нужно приучать брать понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. Необходимо помогать детям доедать порцию, так как у маленьких детей быстро устает рука.
В первые дни можно позволить детям держать ложку и вилку, как им удобно. В последствии дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5 – 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой.
Когда дети научатся есть без помощи взрослых, педагог показывает, как нужно правильно держать ложку и вилку: ложку держат между тремя пальцами, едят с боковой ее части; вилку удобнее держать между средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным, тогда она сохраняет наклонное, более устойчивое положение; если вилкой берут гарнир, она повернута вогнутой частью вверх и ею действуют как ложкой.
Во время еды дети должны слегка наклоняться над тарелкой, жевать бесшумно с закрытым ртом. Пользоваться носовым платком следует, по возможности, перед едой. Следует приучать малышей съедать гущу первого блюда вместе с жидкостью; котлеты, рыбу, отварные овощи, а также макароны или вермишель рекомендуется разделить на небольшие части. Огурцы, помидоры подаются нарезанными, фрукты (апельсины, мандарины) — очищенными. Крутые яйца желательно заранее разрезать и подавать на хлебе в виде бутербродов.
Дети старших групп едят котлеты, рыбу, отварные овощи, отделяя ребром вилки небольшие кусочки; сами нарезают помидоры, огурцы, самостоятельно очищают крутые яйца и фрукты.
С возрастом навыки культурной еды совершенствуются. Дети должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, есть самостоятельно, аккуратно. В старшей и подготовительной группе детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой руке, так и в левой руке.
При организации дежурства по столовой воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети осуществляют эту деятельность, контролирует ее, обращаясь с вопросом «Дружно ли вы работали? Как договаривались, Кто из вас какие дела выполнил, а как будите работать в следующий раз?».
Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.
ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
![]() |
![]() |
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:
Потребность ребенка в пищевых и биологически ценных веществах
Рекомендации по организации питания
Сборник рецептур блюд и типовых меню для организации питания детей школьного возраста
Физиологии пищеварения ребенка
Потребность ребенка в пищевых и биологически ценных веществах
Рекомендации по организации питания
"Вкусные истории". Группа "Жемчужинка" приглашает всех к столу